КИНОСРЕДА.ВЕЛИКАЯ КРАСОТА

В одно из предыдущих воскресений, возвращаясь из храма, решила сократить путь — благо, была на мотороллере- через Ливадийский дворец, заросший глицинией, и в очередной раз невольно восторгнулась: «Ах, ну какая красота… как в моей любимой Италии, и чего мне еще не хватает!?…»


И тут сознание ухватилось за эту мысль как ящерица, передумавшая отбрасывать хвост. А почему?… и откуда?… берется эта вечная тяга к сравнению? Ну согласитесь, многие ведь сравнивают Крым со Средиземноморьем, кто — с Италией, кто — с Францией… вот, скажем, есть у меня подруга, решившая выращивать здесь лаванду,- свои поля, своя земля, ан нет, нет, да и проскользнет у нас в разговоре,- ну правда , правда, как Тоскана?… ну правда-правда, прям, Прованс?!…

Small-KinosredaZB1-11

И вот, что меня теребит: интересно какой-нибудь тосканец, оглядывая свои угодья, или молодая римлянка, несущаяся с утра сквозь тени и свет колоннад хоть раз в жизни были охвачены чувством: «Ах, ну красота то какая , ляпота, прям, как в России!»?
Что такое эта наша красота, это наше наследие вызывающее такие противоречивые, такие сравнительно-сомнительные чувства. Казалось бы, красота должна доставлять радость, так откуда же берётся чувство скрипичной струны, чувство щемящей ноты, застревающей комом в горле?…

Small-KinosredaZB1-146

Для меня лично красота — это синоним гармонии, то есть правды, то есть истины, лишенной лукавства. Когда ты воспринимаешь красоту именно в этом контексте, становится понятной фраза Достоевского: «красота спасет мир» ,для многих, впрочем, вполне умозрительная и практически не применимая… И мне кажется, что именно это присутствие истины, или же ,наоборот, её варварское искажение и вызывает те самые слёзы комом …

Small-KinosredaZB1-193

Первый раз со мной эта, тогда еще необъяснимая для меня самой вещь, случилось в Вероне. Да, я плакала от красоты, вернее от такого ее переизбытка , который можно было объяснить лишь тем, что кто-то нагромоздил декораций для съемок или театрального представления; но когда до сознания стало доходить , что это вовсе не декорации, а возникшие из функциональной необходимости и до сих пор практически используемые как лавки, банки, школы, обувные мастерские, пекарни здания, что всё это не за билет и по очереди, а для удобной и красивой,- то есть правдивой, то есть истиной жизни , тогда вот глаза и потекли…

Красоты, то есть правды, жизни в Вероне столько, что ею норовит стать даже вымысел. Никогда не забуду, как после посещения дворика с балкончиком Джульетты, заполненного влюбленными и их письмами, мой молодой человек с гордостью мне заявил: ты знаешь, я тут раскопал в интернете, что на самом деле это туристическая уловка, и Джульетта жила в совершенно другом доме, и вообще на другой улице. Я вытаращила на него глаза и спросила:» То есть, ты всерьёз хочешь сказать, что она на самом деле жила?»)))
Или когда на следующий день после оперы в Колизее Арена ди Верона мы зашли в уже полюбившийся ресторанчик на площади Данте, и любезный метрдотель, справляясь о нашем дне, очень ровно и серьёзно спросил: » Ну и как там Аида ? Она опять умерла? »
Или вот, в подаренной мне в это воскресенье книге, в заметках Брессона практически сразу натыкаюсь на фразу : » Данте-изгнанник прогуливался по Вероне, а люди шептали, что он ходит в ад и приносит оттуда новости»
А эти люди, заполняющие зрительные места в колизее: так и стоит перед глазами вереница из шляп, мундиров, смокингов, голых спин и эполет, один старик был даже при сабле- не публика, а персонажи… Вернее, я думаю скорее всего нам, приехавшим отсюда туристам они кажутся персонажами и действующими лицами, поскольку мы сами, пытаясь временно погрузиться в эту красоту, в эту непривычную для нас правду, несмотря на ее доступность, всё еще немного играем в эту сладкую жизнь, делаем вид, что тоже умеем неспеша попивать белинни и шприц на терассах, быть уместно роскошными, оставляя недоеденными корочки от пиццы, и вмеру повелительными отстаивая номер с видом на купол…

Small-KinosredaZB1-158

Но почему же??? почему мы так и не вжились до сих пор в красоту декораций нашего собственного наследия? Почему, встречая на пути дворец, или парк, мы предпочитаем объехать, дабы не наткнуться на шлагбаум, или вездесущего охранника? Почему, чтобы попасть на более менее приличный пляж, мы вынуждены брать паспорта с местной пропиской, а магазины и лавки открывать в уродующих действительность ларьках, палатках, поскольку здание с колоннами в очередной раз национализировано, или экспроприировано , а значит еще не просчитана аренда и так далее, и вообще…

И тут возникают слезы другого толка: от того, что как бы нам ни хотелось, мы не живем в красоте, унаследованной нами, мы выживаем около , рядом,как тени от нее самой, а не души, ее наполняющие , от того-то она и гибнет, как гибнет всё, что бездушно или неодухотворенно…

97f7c117bde13e7b64cd5b3fe62b8520

«Великую красоту» Соррентино, вышедшую на экраны в 2013 году, принято считать прямым наследником «Сладкой жизни», снятой Феллини в 1960ом .
«Счастлив тот, кто способен создавать параллельные реальности, — а ведь суть кино именно в этом,-» говорит Соррентино
в одном из своих интервью. Вот,, и меня заинтересовала параллель, то есть мне стало интересно: а какие «параллельные реальности» в эти годы создал наш кинематограф. Я просмотрела длинный список фильмов и пришла к выводу , что самой значительной премьерой 1960 года был фильм «Дама с собачкой» Хейфица с Баталовым и Ией Савиной в главных ролях , а самым кассовым и нашумевшим фильмом 2013 года в России стал фильм «Горько» Жоры Крыжовникова.
Вот вам и две параллельные реальности, которые судя по всему никогда не пересекутся, поскольку одна стремится от сладкой жизни к великой красоте, а другая от Чехова к горько…

Small-KinosredaZB1-183

… однако… даже параллельные реальности имеют точки соприкосновения: так Великую красоту могут наполнять мёртвые души, а после просмотра Феллинивской Сладкой жизни остается, почему-то, горькое послевкусие …
Потому думается, мне, что вместо слова «красота» Соррентино не осмелился написать «смерть» , которую он однако так живо ( извините за хороший каламбур )) осмелился снять…
От этого то предвкушения «Великой смерти» и горчит от «Сладкой жизни»…
так стоит ли сравнивать и восклицать : «Ах, почти как в …! »
Есть вещи несравнимые, а есть вещи несравненные…
Как жизнь и смерть.
Желаю вам жить и отличать одно от другого.
В том числе горизонталь паровозиков, которые хоть и самые лучшие, но никуда не едут , от вертикали подвига.
И помните: «КОРНИ ЭТО ВАЖНО»

Small-KinosredaZB1-185

больше фотографий

Поделиться
comments powered by Disqus