КИНОСРЕДА. ЛЕТО. ДЕТИ.

В понимании ребенка счастье — это норма бытия.

К. И. Чуковский

1457382923_199611_original

Я давно перестала делить людей на взрослых и детей, поскольку не все человеческие особи- личности, соответствующие социально-возрастным категориям и штампам, проще говоря, не все дети- маленькие, и не все большие-взрослые.

Я искренне убеждена в том, что дети наравне со стариками достойны внимания и уважения, а старикам не только позволено, но также свойственно и, даже, полезно порой некоторое ребячество и наивность. Может от того , что с детства в этот день моя семья отмечает не только День защиты детей, но и День Рожденья моего дедушки Ивана Ильича, который пройдя Великую Отечественную до конца дней своих, а их было не мало и сложились они в девяносто с лишним лет, во многом оставался ребёнком))) сегодня ему бы стукнуло 100!
Так или иначе, сегодняшний день, выпавший на КИНОСРЕДУ добрый, летний, первый и ,если его вечер вы захотите зарядить позитивными киноэмоциями и переживаниями на всё лето ,то я приготовила вам три фильма на выбор: про маленьких и больших, про детей и взрослых, про мечты и законы, про лето и лета…

Итак, картина намбер раз — «Добро пожаловать, или посторонним вход воспрещён» 1964г. реж. Элем Климов

1457382967_d7111a43ad66

Этот фильм ( как и «Собачье сердце» Бортко) я готова пересматривать бесконечное количество раз, разбирая на цитаты, кадры, послания.
Не говоря о том,что работа режиссёра с детьми, !с таким количеством детей!,что является одним из самых сложных моментов в съёмках- суметь заставить детей играть,жить, а не просто позировать( в самых сильных случаях — некрасиво лить слёзы, как происходит в нашем современном кино), происходит не в ущерб режиссерско-постановочной части работы, — наоборот, ни одного кадра мимо, ни одной проходной сцены,- всё блестяще придумано, выстроено, зарифмовано!
Невероятное, удивительное, восхитительное,взрослое чувство юмора демонстрируется в этом фильме о детях, фантастическим образом проявленное,смонтированное и выжившее, возможно даже, одновременно благодаря и вопреки советской цензуре… Фильм мог не выйти в широкий прокат, так как цензура посчитала, что бабушка на портрете (сцена «похорон» бабушки Иночкина) очень уж похожа на товарища Хрущёва. Да и завуалированные насмешки над кукурузой как царицей полей сыграли свою роль. Однако по благоприятному стечению обстоятельств фильм увидел сам Никита Сергеевич, и тот ему очень понравился.
На мой взгляд и вкус, ничего и близко подобного в условиях нашей сегодняшней свободы и гласности ещё не было снято… Ну, разве только, «Шапито-Шоу»(реж. Сергей Лобан 2011г.), снимавшееся долго и тяжело, зато искренне и без оглядок на продьюСЭРские условия и условности.

— Дети, помните: вы — хозяева лагеря. Вы! А от вас что требуется, друзья мои?
Дис-ци-пли-на!

— Когда я был маленьким, у меня тоже была бабушка. Но за все эти годы я не смог огорчить её до смерти. А он — смог!

— Завтра нам предстоит взять рекордную высоту. По дисциплине, по организованности, по талантам.
— А фокусы — это талант?
— Да.
— Ну ладно, запишите и меня: я «летающую даму» покажу.
— Правильно, молодец… Только без карт!

— Ты, Митрофанова, такого дяди племянница, а вавилоны на голове устраиваешь!

— Я инструментальный квартет освободил ото сна — пусть тренируются…
На ходу играют… Виртуозы!

— Что мы, бедней других, детей в папиросную бумагу заворачивать?!

— Тут зрители аплодируют, аплодируют… Кончили аплодировать!

— Что читаешь?
— Чехова.
— Зачем?
— Смешно.
— Много смеёшься. Ты бы лучше журнал «Вожатый» почитала.

— Подумать только: второй день без первого!
первый день без второго…
И два дня без третьего! Я бы так не мог.

— Ну как человеку можно объяснить, что, например, детей любить надо?!

— Во всех отрядах привес, а твои на месте топчутся. А в других отрядах — что ни день, сто грамм, что ни день, сто грамм, а то и сто пятьдесят.

— Крапивой секлись, котлеты куда-то выносят… Может, побег готовят? Или ещё что похуже…

— Приветствую вас, товарищи маски! Поздравляю вас с Родительским днём!

— Кто здесь? Мальчики? Очень хорошо! И девочки? Отлично! Что же вы здесь делаете?
— В картишки дуемся… в подкидного дурачка.
— …Сегодня подкидной, завтра азартные игры… Отвлечение от созидательного труда! Понятно говорю?


Ещё две кинокартины, которыми бы я хотела с вами поделиться сегодня, о взрослых детях и бестолковых взрослых, о волшебной силе детских мечт и разрушительной силе взрослых страхов и условностей, о том, как важно сохранить первое и постараться избавиться от второго:

Untitledtenenbaum

«Семейка Тененбаум» одного из моих #самыхлюбимых режиссёров- Уэса Андерсона
( многим он уже, слава Богу, знаком по фильму «Отель «Гранд Будапешт»), каждый фильм которого, похож на старую книжку с матовыми страницами и яркими иллюстрациями к стихам Чуковского и Маршака,где каждая история расказана одновременно просто и поэтично, разыграна с невероятной мягкой искренностью в условиях достаточно жёсткой формы уже сложившимся ( почти, как труппа в театре) блестящим актёрским ансамблем: Билл Мюррей, Оуэн Уилсон, Анжелика Хьюстон, Гвинет Пэлтроу…
Итак, фильм о том, куда деваются многочисленные юные гении с дарованиями и, что «Семья — это не слово, это приговор.» WARNING: не могу не предупредить,- фильм надолго заляжет в вашем сердце мелодиями саундтрека и,скорее всего, затронет ваш стиль одежды, во всяком случае, созданные в нём художником по костюмам образы вдохновили многих подиумных дизайнеров и журнальных стилистов на реплики и луки.

«Луговые собачки» (1997г. реж Джон Дайган) с маааленькой Мишей Бартон и уже большим Сэмом Рокуэллом

tumblr_m2uoip5rh51qihmkko2_r1_500

tumblr_m2uoip5rh51qihmkko7_r2_500

Фильм о «газоне», что благими намерениями выстрижен и выстлан , сами знаете куда и о том, что в самых картонных декорациях видимого благоустройства (а вернее, того самого ада, который мы,считая себя взрослыми, так старательно выстраиваем и ревностно оберегаем) всегда найдется место искреннему неподдельному чувству, иррациональному свету который дарован душе каждого ребенка, пришедшего в этот мир, и должен быть храним и преумножаем нами до того самого склона лет, на котором он превращается в мудрость.

Поделиться
comments powered by Disqus